Основная информация
К сожалению, а может и к счастью, шведский боевой корабль "Ваза" так и не стал грозой неприятелей. В начале 17 века Швеция была быстро растущей военной державой. Мощный флот контролировал Балтийское море и побережье. Главным символом этой мощи должен был стать красавец-флагман "Ваза", названный так в честь династии короля Густава II Адольфа. Построенное голландскими мастерами на стокгольмской верфи, судно водоизмещением почти 1300 тонн имело на борту команду в 450 человек, а также 64 бронзовых пушки общим весом 80 тонн. По тем временам это было огромный, очень дорогой корабль, украшенный изысканной позолоченный резьбой.
В полдень в воскресенье 10 августа 1628 года "Ваза" отправился в свое первое плавание от причала королевского дворца. Выйдя за пределы порта, флагман по морскому обычаю поприветствовал короля и всех собравшихся на набережной двойным пушечным залпом. Когда дым рассеялся, взору провожающих открылась жуткая картина. Гордость королевского флота "Ваза" стал медленно заваливаться на бок, а затем, черпнув воду орудийными портами пошел на дно. Тридцать лет спустя наверх удалось поднять ценные бронзовые пушки. Потом о "Вазе" забыли.
По предположениям современых кораблестроителей, корабль с самого начала был спроектирован неправильно. Говорят, что в строительство судна вмешивался сам Густав II Адольф Ваза. А ведь он был королем, а не корабельным мастером.
По прошествии 300 лет выяснилось, что на дне морей Северной Европы корпус судна неплохо сохранился. В 1961 году "Ваза" был поднят на поверхность. Сейчас неудавшуюся грозу морей можно созерцать в одном из самых посещаемых шведских музеев.